Кинотерапия: защитные стратегии Уилла Хантинга. Построение доверительных отношений с миром и собой

Оскароносный фильм «Умница Уилл Хантинг» запомнился многим как рассказ о крайне умном парне с темным прошлым и психологе, который сумел понять боль Уилла, помочь ему простить и принять себя. Между тем фильм раскрывает достойную внимания психологическую проблему – стратегии защиты, которые вырабатываются в детстве и часто мешают полноценно жить во взрослом возрасте. На примере Уилла Хантинга проследим, как появляются защитные механизмы, каким образом влияют на восприятие реальности и как с ними жить, а не выживать.

Родом из детства. Как формируется личность

Каким мог вырасти ребенок в семье, где отец-алкоголик тушил об него окурки? Вряд ли беззаботным и счастливым юнцом. Из фильма мы узнаем, что детство Уилла Хантинга было далеко не безоблачным. Его лишали тепла, заботы, поддержки, и рядом не было человека, с которым он мог поделиться переживаниями. Кроме того, в компании друзей-мальчишек нельзя проявлять слабость и жаловаться на жизнь – это не мужские качества. Тогда на помощь пришли защитные механизмы – сарказм, агрессия и грубость.

 

Уилл ввязывается в драки и делает все, чтобы оттолкнуть от себя людей. Он не верит в себя и свои способности, полагая, что сам виноват в том образе жизни, который ведет. Дело в том, что мальчик вырос, внешне превратился в мужчину, но детские стратегии защиты никуда не исчезли, а только окрепли. Уилл скептичен по отношению к себе и окружающим, и маловероятно, что он оказался бы в кабинете психолога, если не профессор математики, который забирает его из тюрьмы.

Работа психолога

Только шестой психолог, Шон, оказывается самым терпеливым и наблюдательным. Первые пять, которых приводит профессор математики, отказываются работать с парнем. Шон сразу замечает защитные реакции Уилла и дает ему отпор, когда тот начинает грубить. В действительности их двоих объединяет кое-что общее – несчастное детство. Шон располагает к себе Уилла, когда сам раскрывается перед ним, и таким образом завоевывает доверие. В этот момент мы видим то, на что Уилл был неспособен. Постепенно парень рассказывает о собственных переживаниях, а значит погружается в свою боль заново. На это отважится не каждый, но если рискнуть, то получишь гораздо большее, чем можно представить. Свободу.

Работа любви

Только спустя время Уилл рассказывает правду. Но в начале выдумывает истории о своей семье и боится признать то, что пережитое в детстве – часть его личности, темная сторона, которая не дает покоя. Как раскрыться перед той, кому он небезразличен. У Хантинга появляется молодая девушка Скайлер и впервые за долгое время Уилл обнажает душу и показывает шрам от ножа на теле.

 

Скайлер принимает его боль и проявляет сочувствие, которое как пусковой механизм приносит Уиллу осознание «я не виноват в своем детстве, я - пострадавший и заслужил сочувствие и понимание». Однако в такой ситуации человек, не привыкший к подобным чувствам, испытывает еще более сильную боль. Как только эмоции прорываются наружу, мгновенно включается детский механизм агрессии, и Уилл злится на Скайлар.

Работа дружбы

Уилл не совсем одиночка – у него есть лучший друг детства Чакки. Парни, которые выросли в одном окружении, друг для друга как братья. Чакки для Уилла - опора и поддержка, которых не дала ему семья. Чакки долгое время кажется тем, кто держит Уилла в прошлом, но это не так. Герои могут сколько угодно пить пиво в барах и развлекаться, но когда Уилл отклоняет предложенную престижную работу, Чакки не собирается молчать. Он указывает Хантингу на его ошибку, на недооценивание себя и своих возможностей. Уилл не должен оставаться в этом городе с такой светлой головой. Чакки говорит правду. Уилл не может не прислушаться к словам единственного человека, который ни разу не подорвал его доверие за долгие годы.

Пока ты не сделал выбор, ты - Mr. Nobody

Совершить поступок и обрести свободу или продолжать прятаться под различными масками - так строится сюжет всей картины. В конце концов все близкие Уилла подводят его к необходимости решать. Скайлар ждет, что Уилл поедет с ней в Калифорнию, Шон – что Уилл решится принять предложение о работе, Чакки – что друг не останется с ним прозябать свою жизнь. Каждый персонаж это внутренний голос Уилла и олицетворение дороги, на которую он может ступить. Такой сложный выбор вызывает вспышки гнева, потому что вместе с новой жизнью он вынужден попрощаться с одним из близких ему людей.

 

Последний сеанс с психологом, уже с другом. Шон несколько раз повторяет Уиллу: «Ты не виноват». Реакции следуют абсолютно разные: спокойствие, агрессия, смех. И наконец Уилл начинает рыдать. В эту самую секунду он позволяет себе вернуться в детство, прожить заново боль и принять помощь и поддержку Шона. Обиженный, несчастный ребенок из прошлого получает тепло и сочувствие в настоящем. Теперь Уилл может по-настоящему оплакать свое горе, признать себя свободным. Он садится в машину и уезжает из города.

 

Как часто мы незаметно для себя избегаем неудобных ситуаций и боимся близости и открытости. Если вас напрягает какая-то сфера жизни, подумайте над вашими моделями поведения. Повторяются ли они? Если да, то пора вспомнить свое детство, момент, когда вы решили, что врать безопаснее, чем говорить правду, а проводить время наедине с собой проще, чем пытаться говорить с родителями.

 

Люди часто чувствуют гнев и раздражение, пытаясь отрицать важность события в их жизни. Но стоит копнуть глубже, как приходит ощущение горя и обиды, и тогда требуется пережить это заново. Не отнекиваться от своих чувств, мыслей, эмоций, а просто принять то, что случилось в прошлом; и как только мы осознаем происхождение стратегий защиты, мы можем к ним больше не прибегать.

Автор статьи в проекте The Life Tendency: Мария Лобанова